ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

 

 

 

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Севостьянова И.А.

 

 

2017 год.


Познавательный игровой педагогический проект
в группе раннего возраста
«Пальчик, пальчик где ты был?».

Тип проекта: познавательный игровой

Срок реализации проекта: краткосрочный (16.10.17.-03.11.17.)

Актуальность проекта:
Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества: умного, доброго, и, главное, здорового человека. Немаловажное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.
А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Цель: Развитие четкого и ясного произношения словесного текста посредствам пальчиковых игр.

Задачи:
1.Расширять словарный запас.
2.Формировать умение повторять стихотворный текст пальчиковой игры.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка.
4.Вызвать интерес детей к пальчиковым играм.

5.Вызвать у родителей интерес и активное участие в проекте.

Предполагаемый результат:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковым играм.
2. Проявление интереса у детей к повторению стихотворного текста и пальчиковых игр в повседневной игровой деятельности.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.

Продукт проекта:
Картотека пальчиковых игр.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:
1.Разработка проекта.
2. Определение целей и задач.
3. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для проявление интереса к игровой деятельности (в группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; шнуровки , сухие бассейны,
наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей, шишки, шарики, настольные игры с прищепками, пробками, тактильные коврики.
4. Подбор методического материала для проведения основного этапа ( игр, чхл).

Основной этап:
1. Пальчиковая гимнастика "Кошка"
2.Пальчиковая игра «Рисование»
3.Пальчиковые игры «Водичка, водичка…»
4.ЧХЛ «Пальчик, пальчик где ты был..» (пальчиковая игра)
5.Пальчиковая игра «Ёжик»
6.Творческая мастерская, художественно-эстетическое развитие/рисование.
«Веселые ручки»
7.Пальчиковая игра «Комар»
8.Пальчиковая игра «Все помощники».

 

 

Заключительный этап:
Анализ результативности:
1.У детей возрос интерес к пальчиковым играм.
2.Отмечается положительная динамика в развитии речи (повторяют несложные, короткие стихотворные фразы).
3.Повысились внимание и память детей.
4.Родители проявляю активное участие в жизни группы.

Картотека пальчиковых игр используемых в проекте.
"Кошка"
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)

"Рисование"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.
1. Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали
2. Мы черту нарисовали,
Наши пальчики устали
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
3. Мы волну нарисовали, ....
4. Точки мы нарисовали,.....
Наши пальчики устали, .....

"Водичка, водичка…"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом.
Водичка, водичка
Умой моё личико. (Ладонями «умываем» лицо)
Чтобы глазки смотрели, (Поморгать глазками)
Чтобы щечки краснели. (Потрите ладонями щеки)
И кусался зубок. (Пощёлкать зубами)
Чтоб смеялся роток (Широко улыбнуться)

«Пальчик - пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай(2 раза)
Спрятались, спрятались(закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук ( 2 раза)

"Ёжик"
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, ( перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)

"Капуста"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры:
Мы капусту рубим, рубим, ( Движения прямыми ладонями вверх, вниз)
Мы капусту солим, солим, ( Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем, жмём.(Сжимать и разжимать кулачки).

«Комар»
«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.
«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.
«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.
«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку.

"Всех помощников…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Всех помощников опять (Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)
Надо быстро сосчитать:

 

Этот брат дрова рубил, (в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной)
Этот братец щи варил, (растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так)
Этот брат готовил кашу (чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем)
На семью большую нашу. (всё для другой руки.)
Этот веником махал,
Чисто – чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.

"Паучок"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы ) растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять ,(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.

"Червячки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)

 

 

 

 

Консультация для родителей:
«Пальчиковые игры в воспитании детей»
Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время занятий, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.
Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия.
Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе.Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.
Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие рекомендации:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр, которые используются у нас в младшей группе (дети 3-4лет) .
Паучок
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. , (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным
Паучки" ползают на голове.
Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Замок
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев,
Пять держальцев,
Чтоб строгать, чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Апельсин
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
Капуста
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Упражнение «Пальчики – семья»
(поочередно загибают пальцы на руке)
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я –
Вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Ёжик
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)

На клубочек он похож, ( перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Кошка
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
Комар.
Летит муха вокруг уха, жжж — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс — водим пальцем вокруг носа.
Летит комар, на лоб — оп — пальцем дотрагиваемся до лба.
А мы его — хлоп — ладошкой до лба.
И к уху, зззз — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
Отпустим комара? отпустим! — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
Сидит белка на тележке
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке - сестричке, ( Большой палец,)
Воробью, ( Указательный палец,)
Синичке, ( Средний палец)
Мишке толстопятому. ( Безымянный,)
Заиньке усатому. (Мизинец)

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей :
«Пальчиковые игры и гимнастика для рук»
Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Задачи для педагога:
• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела , мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке,

стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
Советы:
- при проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребёнка тёплые ( предложите похлопать ими, потереть ладошки);
- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движения;
- по мере освоения движения меняйте темп;
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию;
- не торопитесь обновлять репертуар, их должно быть не более 2-3 разных игр;
- новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знак омых
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

 

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

скачать

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить