НООД по ознакомлению с окружающим в младшей группе.
Тема: "Вот какие птички, птички - невелички".
Цели.
Образовательная:
1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце)
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов).
3. Расширять представление об особенностях внешнего вида птиц.
4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитательная:
1.Воспитывать чувство любви к родной природе;
2.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям
Развивающая:
1. Развивать интерес к жизни птиц;
2.Развивать речь детей, обогащать их словарь; Активизировать словарь: гнездо, скворечник.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
3. Загадывание загадок.
4. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
5. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Материал к занятию.
1.Демонстрационный материал "Птицы".
2. Звуковая фонограмма явление природы.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку.
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает.
Дети: весной.
Воспитатель предлагает детям встать в круг
Игра с мячом «"Доскажи предложение".
Вос-ль: Весной
Когда наступает весна? (После зимы.)
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.
- Солнце весной (какое?) (яркое, теплое, ласковое)
- Погода весной (какая?): (солнечная, теплая, холодная)
- Снег (что делает?): (тает, исчезает)
- Ручьи весной (что делают?): (текут, бегут)
- Сосульки весной (что делают?): Тают, капает капель)
- Весной птицы (что делают?): ( прилетают
Вос-ль: Весной все оживает, просыпается вокруг.
Хоровод "ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА! "
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетело сто грачей. (летят по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
Раздается стук в дверь. Входит Гномик
Гномик: Здравствуйте, ребята! Я – Оле-Лукое. Шёл в гости к малышам, да случайно услышал как вы здесь о весне, о птицах беседуете.
А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
«Звуки и голоса природы».
Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
Вос-ль: Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из теплых стран прилетают пернатые друзья.
А какие мы узнаем отгадав загадки
Гномик: Если правильно отгадать загадку, то появится птичка. Хотите проверить? Тогда внимательно слушайте.
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
Вос-ль. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут.
Есть еще и такая примета: " Если грач на горе, то весна во дворе".
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Ласточка городская - это маленькая птичка, которая прилетает к нам в конце весны — начале лета из далекой Африки, Индостана и Индокитая. Отличает ласточку от других птиц черный шелковый фрак, белая грудка и острый раздвоенный хвост. Это ловкая, изящная птица, беспрестанно парящая в воздухе, способная на лету напиться и даже на мгновение окунуться в воду.
3. Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку" (кукушка).
4. На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его :(скворец)
Обыкновенный скворец - птица небольшая. Шея шпака короткая, а тело довольно массивное. Обыкновенный скворец наделен длинным клювом , который немного изогнут вниз. Почти весь год клюв имеет черный цвет, который, тем не менее, сменяется на желтый цвет в период размножения. Хвост шпака короткий.
Задняя часть шеи, грудки и спина имеют оперение черного цвета с характерным металлическим блеском.
Гномик: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно.
Вос - ль: Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, ласточка, скворец, кукушка.
Это перелетные птицы. Они на зиму улетают в теплые края, а весной прилетают обратно.
Вос- ль: Сейчас мы поиграем с вами в игру: "Назови, кого не стало". Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Рассматриваем других перелетных птиц на доске
Вос-ль: А как называется дом птицы? (гнездо). Гнезда бывают разные.
Гнезда бывают в дуплах, на ветвях деревьев или просто на земле.
При строительстве гнезд птицы используют стебли и листья трав, различные корни, ветки, сучья и листья деревьев и кустарников, водоросли, мох, лишайники, кусочки коры, растительный пух, волокна растений и коконов насекомых, паутину, шерсть, волосы, бумагу, вату, тряпки, свою слюну, землю, глину и т. д.
Ещё для птиц делают домики люди ( скворечники).
Загадка
Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь-кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина. (Скворечник)
Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
(постукивают кулаки друг о друга)
(сводят руки над головой – «скворечник»)
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки» - по 2 раза)
Вос-ль: А теперь превратитесь в птичек и улетайте в свой домик .
"Помести птицу в свой дом"
Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, гнездо, гнездо. Нужно поселить птицу в свой домик.
Молодцы!
Гномик с нами прощается. До новых встреч
С какими перелетными птицами мы познакомились? (грач, скворец, ласточка, кукушка
Дети и взрослые должны бережно к ним относиться, не уносить птенцов, не разорять гнезда. И тогда птицы, будут радовать нас своим пением, красотой, а мы будим ими любоваться.